11:22 дп Романтизм в литературе
При всем разнообразии художественных стилей и различиях в отношении к американской общественной жизни романтики, и каждый по-своему, обращались к критике отталкивающих, античеловеческих сторон буржуазного миропорядка, утвердившегося в результате победы американской революции. Антибуржуазность американских романтиков, далеко не всегда осознаваемая ими так, как теперь ощущаем ее мы, проявлялась в разных социально-исторических условиях по-разному.
Купер и Эдгар По, Ирвинг и Мелвилл, Topo и Эмерсон — как несхожи эти писатели, как подчас противоположны их взгляды на многие вопросы жизни, встающие перед американцами в первой половине XIX в. Как непохожи их герои — благородный Кожаный Чулок и последний полусумасшедший владелец дома Эшеров, патриархальный и чудаковатый Никербокер и одержимый идеей возмездия Ахав, лесной философ Topo и блестящая плеяда «представителей человечества» Эмерсона.
Но есть одна черта — основополагающая для каждого из этих писателей, которая обязывает рассматривать их произведения как явления одного историко-литературного ряда, одного литературно-художественного направления. Это романтический протест против капиталистической Америки, «идеализация отрицания буржуазного образа жизни», как называл Г. В. Плеханов искусство романтизма.