Мцыри — романтический герой М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

  • Июнь
  • 5

1:01 дп Романтизм в литературе

Мцыри романтический герой М. Ю. ЛЕРМОНТОВА В поэме «Мцыри» романтический персонаж предстает в необычном воплощении. «Это любимый идеал поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». Он — безупречный герой, его стремление к свободе безгранично. Для такого человека жизнь «в плену» — это не жизнь. Нравственная чистота, эта внутренняя цельность, придают персонажу особое обаяние. Он — настоящий герой, потому что ему удалось совершить почти невозможное для человека в его положении.

Мцыри пал жертвой объективных обстоятельств, оказавшихся сильнее его. В страшную грозу, когда все живое прячется в укрытия, он дерзко бежал из монастыря. В течение трех дней блуждал, не зная дорог, стремясь в |горный край своих предков, томимый голодом, а под конец — израненный и больной. За эти дни он столько успел увидеть и пережить, сколько не пришлось за десять-двадцать лет жизни в монастыре. Свобода, поиск людей, близких по духу, полное раскрытие личности — вот смысл борьбы Мцыри. Кульминацией сюжета поэмы является эпизод его борьбы с барсом. Одержав победу над грозным хищником, герой продолжает поиски того «родного края», к которому стремится с самого начала. Но победа над барсом далась Мцыри слишком высокой ценой: хищник «оставил» на груди юноши «следы глубокие когтей», которые лишь «смерть навеки заживит»:
Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Моё оружье: Он завыл
Рванулся из последних сил.

Герой знает, что ему осталось жить несколько часов, а может быть и минут, но не жалеет о случившемся, о тех трах днях, когда он дышал «воздухом свободы и надежды». Следует отметить, что в поэме «Мцыри» Лермонтов предстаёт перед нами не только как новатор стиха, но и как новатор формы. Это произведение представляет собой один из первых опытов поэтического произведения, написанного в жанре монолога-исповеди. Повествование, ведущееся от первого лица, способствует тому, что читатель воспринимает историю таким образом, будто бы ее пересказывал ему близкий друг или родственник, находящийся в непосредственной близости к слушающему. Я думаю, что этого эффекта (эффекта интимности) как раз и добивался великий художник русской литературы. К тому же, сама форма исповеди предполагает некую избранность слушателя: ведь чаще всего человек раскрывает свои самые сокровенные тайны только священнику, а в данном случае в этом качестве выступаем все мы, читатели этого великого произведения.



© 2010-2016 Romaego.ru
По всем вопросами пожеланиям писать на E-mail: romaego.ru